РУ / EN

Участники открытого диалога СЭФ-2016 обсудили редевелопмент промзон

20 июля 2016

Участники открытого диалога "Город, в котором я хочу жить", который состоялся в рамках V Среднерусского экономического форума, обсудили редевелопмент промышленных зон и инвестирование в развитие малых городов, а также государственно-частное партнерство в инфраструктуре муниципальных образований и сохранение памятников архитектуры.

В секции 1: "Город как эстетическая и функциональная среда обитания человека" участники подвергли критике сложившуюся в градостроительстве ситуацию, когда большинство решений принимается в пользу крупного бизнеса, без учета интересов других представителей отрасли. Из-за этого нарушается эстетический облик городов, не используются научно обоснованные градостроительные планы. Осознавая необходимость развития строительной отрасли как сегмента экономики, присутствующие, тем не менее, предложили ограничить "влияние" девелоперского бизнеса, интересам которого подчинен сегодня сектор, и больше прислушиваться к архитекторам, градопланировщикам, ландшафтным архитекторам и транспортникам.

Президент Союза Архитекторов России Андрей Боков, в частности, отметил, что архитекторы не нужны бизнесу, им необходима территория и реализация объектов, задумываться о комфортном существовании людей в городе им не приходиться. "Градостроительную политику в России определяют 30-40 человек, которые не являются архитекторами - это строительный бизнес, который строит панельные дома. Именно под это формируются монополии, строятся города и определяется законодательство", - подчеркнул Андрей Боков.

Градостроитель, член Общественной палаты Московской области Илья Заливухин, предложил обсудить внедрение практики, когда на этапе разработки градостроительного плана создается рабочая группа активистов - людей, которые в дальнейшем будут жить в этом городе и уже на этом этапе смогут вносить свои предложения и пожелания. По его мнению, генеральный план и концепция городов делается для жителей, а не только для прибыли.

Председатель комитета архитектуры и градостроительства города Курска Виктор Казьмин также отметил трудности, с которыми сталкиваются градостроители, в том числе и на законодательном уровне. В частности, речь идёт о недавнем изменении, которое практически отменило аппарат исполнения генерального плана, что существенного усложнило процесс внесения изменений в генплан. Для городов, которые стремятся активно развиваться и соответствовать требованиям жителей к комфорту, это решение стало большим тормозом, так как генплан устаревает, а изменения в него теперь внести почти не возможно. Логичным следствием этой ситуации становится отток инвесторов, которые вынуждены уходить в другие проекты.

В секции 2: "Развитие архитектуры в малых городах. Сохранение памятников архитектуры" участники форума призвали обратить самое серьезное внимание на тему сохранения и возрождения архитектурно-исторического наследия. В выступлениях прозвучала уверенность, что старинные усадьбы и поместья без ущерба для них могут быть вовлечены в коммерческий оборот. Для этого надо грамотно подходить к формированию инвестиционных предложений, как с "физической", так и с "идеологической" точки зрения. Принявшие участие в дискуссии представители бизнеса поделились своим опытом работы по восстановлению памятников архитектуры.

Руководитель управления по охране объектов культурного наследия Курской области Елена Прохоренко в своем выступлении отметила, что сейчас одна из главных проблем исторических городов - это соблюдение индивидуального архитектурного стиля при строительстве новых зданий вблизи памятников архитектуры. При этом положительные изменения в законодательной базе в вопросе восстановления и сохранения памятников архитектуры позволяют осуществлять контроль за такого рода процессами.

Также Е.Прохоренко подчеркнула, что по-прежнему для Курской области, как и для многих других регионов Центральной России, остается крайне важным вопрос привлечения инвесторов в проекты по восстановлению исторических усадьб. В Курской области таких объектов более 150. Управление, со своей стороны, ведет активную работу с потенциальными инвесторами, но не в каждом из имеющихся объектов можно организовать частный санаторий, гостиницу, охотничий дом, что существенным образом уменьшает интерес потенциальных партнёров.

Вице-президент Национального фонда "Возрождение русской усадьбы" Дмитрий Ойнас рассказал, что решение возможно: "Прежде всего усадьбы - это комплексы с таким диапазоном характеристик, которому позавидуют многие объекты наследия. Однако с любым объектом нужно работать и применять правильный подход для его актуализации. Определив особенность объекта, ключевую позицию, "фишку", мы моделируем некую индустрию этого проекта, заставляем объект жить в новом качестве, в актуальной интерпретации. Затем необходимо презентовать объект и его экономику инвестору, который часто мыслит стереотипно, пытаясь реализовать там гостиницу, ресторан и другую инфраструктуру, вкладывая в это серьезные деньги. Но объект уже может начать жить без больших вложений. Зарабатывать можно уже на руинах, используя только символический ресурс места или даже его кажущиеся негативными характеристики - удаленность, отсутствие дорог. К примеру, в усадьбе Асташово в Костромской области (600 км от Москвы) устроили джиперский фестиваль, который называется "Полная Чухлома" по названию города - районного центра. Чухлома - и раньше, и сейчас символ глухой русской провинции. Но там прекрасные места, масса и культурных, и природных ресурсов. Главное - была найдена причина формирования интереса, правильно смотивированы люди, которые могли заинтересоваться на первом этапе реализации проекта"

Генеральный директор ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" Вадим Соловьев рассказал о практике проведения продаж усадьб в рамках проекта "Зеленый коридор". Периодически возникают трудности взаимодействия с потребителями (инвесторами или волонтерами), которые зачастую хотят получить объекты просто бесплатно. "При этом, - подчеркнул В.Соловьев - усадьбы можно и нужно продавать, так как усадьба - как загородный дом для того, чтобы жить. Превращать наши усадьбы в гостиницы или иной коммерческий объект нельзя".

Участники дискуссии секции 3 "Использование механизмов ГЧП для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры городов и поселений" в целом позитивно оценили новации в российском законодательстве в сфере ГЧП. Однако эксперты отметили, что по-прежнему принятые законы работают не до конца или не работают совсем. Участники призвали законодателей учитывать реалии рынка, принимать во внимание действительное положение дел и учитывать в нормотворчестве накопленный опыт.

В рамках диалога были затронуты проблемные вопросы реализации проектов на основе концессионных соглашений в сфере коммунальной инфраструктуры и ТКО.

Советник практики проектного финансирования и ГЧП адвокатского бюро "Линия права" Валерия Репкова отметила, что необходима предварительная проработка проектов для обеспечения успешности их запуска, учитывать проблемы привлечения инвестиций в небольшие проекты и ограничения, связанные с тарифным регулированием отрасли и пути их преодоления.

Юрист юридической фирмы LECAP LAW FIRM Олег Игнатьев в рамках своего выступления отметил изменения в области регулирования рынка обращения с отходами и их влияние на реализацию концессионных проектов. "Во-первых, полномочия по организации деятельности в сфере обращения с отходами перераспределены с муниципального на региональный уровень. Это, в целом, позитивно влияет на практику реализации концессионных проектов за счет права регионов заключать концессионные соглашения на территории нескольких муниципальных образований и совпадения у региона полномочий по установлению тарифов и заключению концессионных соглашений в качестве концедента. Кроме того, с нововведениями появилась фигура регионального оператора, который является ответственным лицом за организацию деятельности в области обращения с отходами на территории субъекта РФ", - подчеркнул О.Игнатьев.

В докладе также были отмечены изменения тарифного регулирования. В частности, теперь регулированию подлежат отдельные виды деятельности в области обращения с отходами, установлены методы регулирования тарифов. Новая система тарифного регулирования в области обращения с отходами соответствует принципам концессионных соглашений и позволяет возвратить вложенный капитал с учетом соответствующей доходности.

Большинство экспертов, в целом, позитивно оценили новеллы законодательства. При этом участники дискуссии отметили, что на данный момент главным препятствием для реализации концессионных проектов в области обращения с отходами является отсутствие части подзаконных нормативных правовых актов, которые уже должны быть приняты.

Председатель Совета директоров Транспроект Групп Виталий Максимов обратил внимание на то, что региональные законодатели также должны быть достаточно активны, такие возможности федеральное законодательство предоставляет. Неподготовленные или инвестиционно непривлекательные проекты не вызывают интереса ни у российского инвестора, ни у зарубежного. Двухстраничный "паспорт инвестиционного проекта" является недостаточной "наживкой" для инвесторов большинства региональных и муниципальных проектов. Проекты ГЧП, включая инвестиционные и концессионные, нуждаются в более глубокой правовой, финансовой и инвестиционной проработке и структурировании с учетом интересов всех вовлеченных сторон. Недаром трудозатраты на подготовку проекта ГЧП в среднем в 8.2 раза больше, чем на аналогичный проект, реализуемый на основе традиционного государственного заказа.

В работе открытого диалога приняло участие более 200 специалистов, в числе которых представители глав муниципальных образований, архитекторы, представители строительных и девелоперских компаний, руководители департаментов по охране памятников архитектуры и культурного наследия ряда областей, представители юридических и консалтинговых компаний, центра развития ГЧП и другие.

Все новости

Организаторы и партнеры

Рейтинг@Mail.ru
© AK&M 2016